Узбекские власти отчитались о работах по созданию национального лоукостера

Опубликовано 24.01.2020

Узбекские власти представили хронологию создания «народного перевозчика» Humo Air. На организованной по этому случаю церемонии презентации докладчики также рассказали о целях нового участника рынка, информирует spot.uz.

Инициатива о создании недорогого воздушного оператора исходила от президента страны Шавката Мирзиёева. Первый шаг в этом направлении был сделан в ноябре-2018. Тогда на базе «Авиакомпании специальных авиационных работ» сформировали нового перевозчика Uzbekistan Helicopters. При этом на балансе расформированного государственного унитарного предприятия остались «кукурузники» Ан-2 и ряд других активов. Остатки ГУП было решено реорганизовать в Общество с ограниченной ответственностью «Хумо Эйр». Учредителем нового участника рынка выступило подконтрольное официальному Ташкенту Агентство по управлению госактивами.

Оставшееся в собственности ГУП имущество, включая упомянутые Ан-2 в количестве 43 штук, вошло в состав уставного капитала авиакомпании Humo Air. Руководство нового перевозчика наделено правом выставить не приносящие прибыль активы на продажу.

Далее последовало распоряжение Кабмина о разработке бизнес-модели Humo Air. Для выработки оптимальной стратегии развития и обеспечения должной рентабельности, руководству перевозчика позволили пользоваться услугами иностранных специалистов.

На разработку бизнес-модели Humo Air отведено 3 месяца. В течение этого времени будет произведена закупка новых самолетов. Поиск инвесторов уже ведется, логотип будущего участника рынка создан и отправлен на регистрацию в соответствующие службы. Домен humoair.uz уже зарегистрирован неким рекламным агентством.

О конкретных сроках запуска Humo Air докладчики умолчали. При этом в недавнем интервью узбекским СМИ премьер-министр республики Абдулло Арипов заявлял, что Humo Air заработает уже в этом году.

Появление дешевого перевозчика негативно отразится на рыночных позициях флагмана национальной авиации «Узбекистон хаво йуллари», доля которого на узбекском рынке гражданских авиаперевозок составляет 75% при пассажиропотоке в более чем 3,1 млн человек (данные по итогам 2019 года).

Добавим, что ранее высшие чиновники Узбекистана, журналисты и авиационные эксперты критиковали флагмана национальной авиации за злоупотребление монопольным положением на рынке.

Перспектива создания полноценного конкурента вынудила руководство «Узбекистон хаво йуллари» задуматься над удешевлением перевозок. Рассматриваемый руководством компании вариант – запуск лоукост-рейсов по наиболее востребованным маршрутам.